Центрально-азиатская хата с краю

В последние годы, Центральная Азия напоминает девушку, которую с разных сторон обхаживают ухажеры из ближнего и дальнего зарубежья. Но их интересует не ее «красота», а довольно приличное «приданное» в виде заманчивых энергетических ресурсов.

Уже с начала года, в регионе побывали первый заместитель помощника Государственного секретаря Государственного департамента США, посол Стивен Манн, помощник Государственного секретаря США по делам Южной и Центральной Азии Ричард Баучер. Руководство российской компании «Газпром» недавно заключило соглашение с Кыргызстаном по поводу разработки газовых месторождений. Южнокорейские компании собираются начать разведку каспийских месторождений Казахстана. И в этом списке энергетически озабоченных гостей, недавний визит президента Украины Виктора Ющенко в Казахстан также не является исключением.

Формальным поводом было открытие Года Украины в Казахстане. Хотя основная цель визита заключалась в том, чтобы в очередной раз увлечь Астану украинскими нефтяными проектами. Еще в прошлом году, во время визита Нурсултана Назарбаева в Киев, Украина активно предлагала Казахстану подключиться к нефтепроводу Одесса-Броды-Плоцк. Но тогда президент Назарбаев, как и в этот раз, снова намекнул на то, что проекты такого рода маловероятны без участия России. Более того, главой Казахстана демонстративно был проигнорирован саммит по энергетической безопасности в Вильнюсе, который прошел 10-11 октября прошлого года и имевший своей целью прощупать нефтегазовые позиции Казахстана и Туркменистана на предмет антироссийской направленности.

И дело не только в том, что для Казахстана Россия является более важным стратегическим партнером, чем Украина, даже, несмотря на то, что казахстанский банковский бизнес активно выходит на украинский рынок. Просто у Астаны уже определились свои нефтегазовые приоритеты, в которых украинские проекты не столь привлекательны и, самое главное, не очень прибыльные.

К тому же, Москва также не дремлет, активно продвигая не только Прикаспийский газопровод, но и участие Казахстана в проекте «Бургас-Александруполис». На этом фоне, странные идеи премьер-министра Украины Юлии Тимошенко о самостоятельном выходе страны на центрально-азиатских продавцов газа и нефти выглядят довольно экзотично. Хотя здесь, скорее всего, видна попытка Тимошенко просто втянуть страны Центральной Азии в политический конфликт Москвы и Киева, пообещав им убрать посредника в лице «Газпром». Но, как говорится: «дьявол кроется в деталях». Конкретики в этих предложениях как раз и нет. Энергетический треугольник «Украина-Россия-ЦА» не получится переделать в прямую линию из пункта «ЦА» в пункт «У». Ведь перспектива того же Транскаспийского газопровода также туманна, особенно после того, французская корпорация «Газ де Франс» официально отозвала заявку на участие в строительстве газопровода «Набукко», а Венгрия присоединилась к российскому газовому проекту «Южный поток».

Скорее всего, осознавая это, Виктор Ющенко решил подыграть энергетическим амбициям Казахстана по поводу самостоятельного выхода на рынки соседних государств в нефтеперерабатывающей сфере, что уже произошло после покупки национальной компанией «КазМунайГаз» 75% акций румынской компании «Rompetrol Group NV (TRG)». Именно поэтому, было озвучено предложение о строительстве НПЗ на Украине с участием Казахстана.

Стоит напомнить, что почти 10 лет тому назад, Казахстан уже пытался взять под контроль Херсонский НПЗ, но тогда возникли с этим проблемы. Но насколько можно понять, Киев ради тесной экономической привязки к Казахстану готов пойти еще дальше. Ведь еще в прошлом году Украина рассматривал идею участия Казахстана в строительстве морского транспортно-промышленного комплекса «Донузлав» (Крым), а также причала для сухогрузов в морском порту г.Ильичевск нашей республикой. Учитывая большую заинтересованность Казахстана в дополнительных морских выходах, данные предложения были довольно интересны. Украина также предложила свою помощь в лоббировании казахстанских интересов в рамках ЕС. Вполне своевременное предложение, учитывая то, что в своем ежегодном послании президент Назарбаев сделал акцент на программу «Путь в Европу». Проблема только в том, что у самой Украины в отношениях с ЕС не все так гладко.

Также Астану смущает продолжающийся передел собственности в Украине, который является отражением постоянных трений внутри элиты. Вся проблема заключается в том, что внутриэлитные разборки между Ющенко и Тимошенко уже нанесли удар по энергетической безопасности Украины. И было бы неверным думать, что в странах Центральной Азии не следят за всеми этими энергетическими конфликтами, тем более что Украина является одним из крупных покупателей центрально-азиатского газа. Она ежегодно импортирует при посредничестве российского «Газпрома» и «RosUkrEnergo» 55 млрд. кубометров газа из Казахстана, Узбекистана и Туркменистана.

Конечно, политика стран региона в этих процессах больше напоминает позицию обезьяны, которая сидит на дереве и наблюдает, за борьбой двух тигров, выжидая удобный момент. И эта политика себя оправдывает, так как Астана, Ташкент и Ашгабад уже вытребовали у «Газпрома» повышение цены, как на свой газ, так и за его транзит.

При этом можно предположить, страны региона сделали свои выводы из российско-украинских газовых разборок. Во-первых, на Востоке не любят слабых, а Украина здесь изначально в уязвимой позиции, к тому же и в статусе должника. Во-вторых, России также не стоит обольщаться, ведь ее политика «энергетического давления» на соседние государства, все больше убеждает Астану, Узбекистан и Туркменистан в правильности избранной многовекторной нефтегазовой стратегии. И здесь, активность Китая, ударяет не только по энергетическим интересам России, но и по любым надеждам Украины начать самостоятельную нефтегазовую игру со странами региона. Но это не говорит о том, что России или Китаю стоит обольщаться по поводу возможности своего доминирования в регионе, который не хочет, а в некоторых случаях и боится связывать свое будущее только с одним игроком. Сейчас в Центральной Азии в моде политика «дистанционного партнерства». Именно поэтому, страны региона всеми силам будут поддерживать ухаживания со стороны разных претендентов на ее «приданное». Так легче набить себе цену и выторговать более выгодные условия. В-третьих, когда двое дерутся, третий обычно радуется. И «третьим» являются именно страны Центральной Азии, которые, при любом результате, останутся в выигрыше, учитывая крайнюю заинтересованность в центрально-азиатском газе, как России, так и Украины.

Группа оценки рисков

Комментарии

Оставьте Ваш комментарий...





  • Реклама