Наркотрафик и проблемы региональной безопасности в Центральной Азии

Если и есть слово, которое кратко и емко может охарактеризовать результаты борьбы с наркоиндустрией в Центральной Азии, то это слово – разочарование.

Антитеррористическая военная кампания США в Афганистане привела к смене политической элиты, но никак не повлияла на изменение основы ее экономической и военно-политической силы, которая имеет корни именно в сфере наркобизнеса. Естественно, было бы наивным ожидать быстрое решение этой проблемы в стране, где в течение десятилетий существует только наркоэкономика, которая определяет основную статью экспорта Афганистана и специфический характер внутренних наркоинвестиций. Но временная нейтрализация движения «Талибан», сократив определенную военную угрозу для региональной безопасности Центральной Азии, увеличила уровень наркоугроз для региона, уменьшение которых, судя по всему, не входили в планы США опасавшихся потерять союзников в лице Северного альянса. Если провести историческую аналогию, то похожая ситуация когда-то наблюдалась в Мьянме (Бирма), где после получения этой страной независимости в 1947 году, США опасаясь прихода к власти коммунистов, начали активно поддерживать племенных лидеров-наркоторговцев. Что в результате получилось, мы видим сейчас, Мьянма занимает второе место после Афганистана по объему производства опиума.

Самым негативным сценарием развития этих двух стран является колумбийский вариант наркократии, которая будет скрываться за фасадом цивилизованных государственных институтов и делающей ставку на наркоэкономику. Что это такое, могут наглядно продемонстрировать данные ООН согласно которым, в настоящее время, цена на опий-сырец в Афганистане составляет $283 за 1 кг, таким образом, общая стоимость урожая 2003 г., по оценке экспертов, составляет $1,02 млрд., что равняется 23% от ВВП Афганистана. С учетом производства героина и его транспортировки эта сумма возрастает до примерно половины от ВВП страны. В опийное производство вовлечено почти 2 млн. человек. В результате душевой доход от участия в наркобизнесе составляет от $259 на севере до $1 тыс. на юге. Неудивительно, что программа Хамида Карзая по замене наркокультур на сельскохозяйственные растения в этом году потерпела крах. А перспектива долговременного соседства с наркоэкономиками является первой важной проблемой, которая угрожает региональной безопасности Центральной Азии.

Вторая проблема связана с той же ситуацией, при которой когда-то активно развивался международный терроризм в период «холодной войны», когда он долгое время рассматривался и США и Советским Союзом лишь в качестве инструмента глобальной геополитической игры. К чему это привело впоследствии, нам наглядно продемонстрировали видеокадры 11 сентября 2001 г. Как ни печально, но схожая ситуация наблюдается и в сфере борьбы с наркобизнесом, где также опасна политика двойных стандартов, когда политическая конъюнктура определяет масштабы и глубину противодействия наркоэкспансии.

На данный момент из четырех существующих наркотрафиков в сторону той же России (восточный (Центральная Азия), южный (Закавказье), юго-западный и западный (славяно-молдавский), северо-западный (Прибалтика)), именно центрально-азиатский маршрут стал наиболее интенсивным. Хотя с этой точкой зрения согласны не все. В частности, несмотря на то, что казахстанские спецслужбы обеспокоены возможным ухудшением криминальной обстановки в Центральной Азии в связи с прогнозируемым ростом транзита наркотических средств, они не считают, что основой поток афганских наркотиков идет через наш регион. По мнению начальника департамента экономической безопасности Комитета национальной безопасности Казахстана Нургали Белисбекова, через страны Центральной Азии осуществляется трафик 30% производимого в Афганистане героина, а 70% - через контрабандные каналы Ирана и Пакистана. В то же время, нельзя не согласится с тем, что современный наркотрафик - это дорога с двусторонним движением, так как наркотики идут не только из Центральной Азии в Европу, но и наоборот. В частности, формирование новых путей наркотрафика происходит вследствие того, что Европа становится центром производства и потребления синтетических наркотиков, которые поставляются в Северную и Южную Америку, а также в Центральную Азию.

Что касается реальных объемов перевозимых через регион афганских наркотиков, то по данным Агентства по контролю за наркотиками при президенте Республики Таджикистан показатель изъятия наркотиков в Таджикистане за 11 месяцев 2003 года по сравнению с показателем за 2002 год увеличился почти вдвое. В частности, если в прошлом году за 11 месяцев правоохранительными органами республики и ФСБ РФ в РТ из незаконного оборота было изъято 4 тыс. 987,5 кг, то в этом году эта цифра достигла 8 тыс. 818,3 кг наркотиков. Если исходить из того, что из общего объема наркоторговли задерживается лишь десятая часть перевозимых наркотиков, то эти цифры впечатляют. По мнению аналитиков Агентства, увеличение показателей напрямую связано с резким ростом наркопроизводства в Афганистане в последние годы. Сегодня афганскими наркоторговцами предприняты все меры, чтобы сохранить рост производства до 30%. Ими расширены посевные площади наркосодержащих растений, особенно в северных провинциях Афганистана, увеличены мощности мини-заводов и созданы дополнительные лаборатории для изготовления героина. И, по мнению специалистов АКН, рост наркопроизводства в Афганистане не спадет еще ближайшие два года.

    Но причина активизации центрально-азиатского наркотрафика лежит не только в географической близости региона к Афганистану, но и в тех уязвимых местах, которые имеет Центральная Азия и о которых хорошо знает наркомафия.
  1. Внутрирегиональные противоречия и трения между государствами региона, что не способствует эффективной координации их деятельности в борьбе с наркобизнесом. Хотя в последнее время, стали предприниматься попытки переломить эти негативные тенденции. В частности об этом говорит инициатива Управления ООН по наркотикам и преступности, по поводу создания Центрально-азиатского регионального информационного координационного центра в области контроля за наркотиками. Но опять возникает вопрос, почему эта инициатива возникла в недрах ООН, а не в рамках региона?
  2. Тяжелая социально-экономическая ситуация в некоторых странах Центральной Азии, которая пока не имеет перспектив к улучшению.
  3. Значительный уровень коррупции в правоохранительных структурах стран Центральной Азии. Как известно, коррупция этот тот ключ, который может открыть практически любую дверь, в том числе и на границе.
  4. Определенная угроза сращивания наркомафии с государственными органами в некоторых странах Центральной Азии.
  5. К сожалению, акцент до сих пор делается лишь на силовые методы борьбы с наркоторговлей и наркомафией при незначительном внимании на профилактические работы.
  6. Активизация экстремистских и террористических организаций в Центральной Азии, что крайне выгодно для наркомафии по двум причинам:
    - это отвлекает внимание силовых структур региона;
    - это дает возможность объединять свои усилия с террористическими организациями с целью дестабилизации обстановки в регионе. Реальность такой кооперации еще более вероятна в период смены политических элит в некоторых странах Центральной Азии, что может привести к появлению представителей наркократии в высших структурах государственной власти.

Все это, создает благоприятные условия для того, чтобы рассматривать наш регион благоприятной зоной транзита, а с учетом снижения цен в последнее время на некоторые виды наркотовара, в частности на героин, и в качестве зоны для сбыта части наркотиков. Стоит отметить, что место Казахстана в этой зоне в перспективе может быть одно из самых неблагополучных, как ни странно по причине улучшения экономической обстановки в стране, что увеличивает платежеспособный потребительский рынок.

Что касается, реальной угрозы объединения экстремизма и наркобизнеса в один эффективно действующий организм, то она подводит нас к третьей важной проблеме связанной с наркотрафиком и с угрозами региону. Кстати, эта проблема нередко упускается из виду, хотя ее анализ играет немаловажную роль при исследовании тенденций и перспектив развития глобального и регионального наркорынка Речь идет о появлении идеологического обоснования наркоторговли, которая многими стала рассматриваться, как один из действенных инструментов борьбы с Западом и их союзниками. Это очень опасная тенденция, которая говорит о формировании такого явления, как наркоидеология, с которой бороться лишь силовыми методами, то же самое, что стрелять из пушки по воробьям. Когда производство и торговля наркотиками переходит их сферы обыкновенного нелегального бизнеса в область идеологического противостояния, то это говорит о необходимости внести существенные изменения в арсенал борьбы с наркоиндустрией. Кроме этого, не стоит забывать, что приоритет борьбы с терроризмом, который сейчас выдвинут во многих странах мира, не должен отодвигать на задний план необходимость борьбы с наркоиндустрией, которая во многих регионах мира не только разъедает государственный организм изнутри, но и является одной из главных финансовых баз для многочисленных радикальных организаций.

По поводу перспектив Центральной Азии с точки зрения борьбы с наркотрафиком, то они полностью будут зависеть от способности государств региона осознать необходимость совместного противодействия наркобизнесу. К сожалению, на данный момент возникает ощущение того, что страны Центральной Азии пока не готовы к такому взаимодействию. Хотя определенный потенциал для решения этой проблемы, как ни странно, может быть у таких региональных организаций как ОДКБ и ШОС, в которых участвуют практически все центрально-азиатские государства, кроме Туркменистана. Эти две организации показали свою способность к трансформации с учетом появления террористических угроз региону. Но увеличение дестабилизирующей роли наркобизнеса в Центральной Азии может способствовать созданию определенных структур по борьбе с наркоиндустрией по аналогии с антитеррористическими центрами. Если этого не произойдет, то рано или поздно на наших глазах вырастет наркомонстр, который заменит собой все наши государства, как это произошло в некоторых регионах мира и название которых стало уже назидательным.

Комментарии

1 коммент на тему Наркотрафик и проблемы региональной безопасности в Центральной Азии

  1. испаноговорящая
    25.04.2010 20:15
  2. так как Афганистан является нашим “соседом”, Центральной Азии никуда не деться и ЕС или США не смогут остановить процесс наркобизнеса, единственный выход избавиться от наркотиков и проблемы с Афганистаном бросить бомбу. Но тогда будет просто не интересно жить………

Оставьте Ваш комментарий...





  • Реклама