Есть ли угроза сепаратизма в Казахстане?

Группа оценки рисков

Как показывают последние события в разных регионах мира, проблема сепаратизма существуют во многих странах. И в основе тех или иных сепаратистских движений лежат разные причины, в том числе социально-экономические, этнические, религиозные, а также кризис доверия к политическим элитам в центре.

При этом сепаратизм имеет три разные формы, которые могут перетекать одну в другую.

Первая форма – это идейный, а также информационный «сепаратизм», что вносит раскол в обществе. В Казахстане у многих людей свои, часто конфронтационные представления о том, каким должно быть будущее страны, свои информационные источники и свои лидеры мнения, в том числе за пределами страны. Общество до сих пор расколото и фрагментировано по причине наличия не пересекающихся «параллельных миров». Отсюда и появление наших граждан в рядах той же ИГИЛ. Отсюда и споры, что должно быть заложено в основу казахстанской государственности, этническая, религиозная или гражданская самоидентификация. И эти споры идут уже двадцать с лишним лет, грозя в будущем заложить основу для серьезного конфликта. Добавьте сюда тот факт, что значительная часть населения находится под мощным информационным давлением иностранных государств. А это уже вопрос национальной безопасности, так как речь идет о внедрении инородных идеологических бомб. Ведь события вокруг Украины или Турции, хорошо показали, как быстро казахстанцы становятся жертвами не только чужой информационной войны или чужой пропаганды, но и чужой идентичности. При этом никакую национальную идею или программу развития казахстанской идентичности нельзя разработать в чиновничьих кабинетах. Это бессмысленно. Только эффективная политическая и экономическая реформа в стране, которая повысит благосостояние большинства граждан и их доверие к власти, способной к ним прислушиваться, заложит основу для той же «казахстанской мечты». И эту мечту захотят  сохранить и развивать дальше, чтобы передать своим детям, как успешную модель. Многим простым людям не нужны громкие лозунги, так как они далеки от их жизненных интересов, которым привычнее пословица: «Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше». То есть пока в Казахстане средний класс не будет составлять большинство населения, в республике не будет неких универсальных ценностей, которые нашли бы поддержку не только со стороны значительной части общества, но и, самое главное, могли бы гарантировать сохранение долгосрочной стабильности самой системы.

Вторая форма – это экономический «сепаратизм». Если по Конституции, Казахстан является «унитарным государством», то это также предполагает наличие «унитарной экономики», где экономические возможности и успехи распределены равномерно по всей стране. Но у нас они сконцентрированы только в нескольких «экономических точках роста», которые больше напоминают тот самый экономический «сепаратизм». А это может питать недовольство жителей других регионов тем, что центр, используя ресурсы этого региона, возвращает меньше, чем берет. Следовательно, превентивной мерой от «экономического» сепаратизма является равномерное развитие всех регионов страны за счет повышения их конкурентоспособности.

Третья форма - это классический, территориальный сепаратизм, который нередко вытекает из первой и второй формы. Он предполагает гипотетический риск возникновения в том или ином государстве, самостоятельных автономных образований. Внутри Казахстана, об угрозе сепаратистских настроений, в первую очередь в северных регионах республики, стали говорить не только после провокационных заявлений некоторых официальных и маргинальных российских политиков, но и на фоне украинских событий. Понятно, что на официальном уровне такой риск не озвучивается, хотя, по косвенным деталям, можно понять, что Астану все-таки стал беспокоить и такой сценарий. По крайней мере, вряд ли случайным совпадением является то, что после украинских событий в Казахстане ужесточили наказание за призывы к «незаконному, неконституционному изменению территориальной целостности Республики Казахстан». Также уже были прецеденты вынесения уголовных приговоров гражданам Казахстана, ставших участникам сепаратистских движений на востоке Украине. При этом риск любых сепаратистских настроений в тех или иных регионах Казахстана, в значительной степени можно нейтрализовать не столько путем закручивания гаек, а посредством эффективной социально-экономической политики, а также с помощью грамотного распределения миграционных потоков, особенно молодежи, внутри страны. Для этого требуется более эффективная реализация во всех регионах страны индустриально-инновационной программы развития, одним из результатов которых должно быть появление новых рабочих мест, а также современной инфраструктуры, в том числе культурно-образовательной. Поэтому, более грамотным был бы шаг по созданию не только в северных областях Казахстана, но и в других регионах страны, конкурентоспособных образовательных центров с акцентом на конкретную профессиональную специализацию с учетом специфики самого региона. Понятно, что, например, на западе Казахстана логично сформировать конкурентоспособный образовательный кластер по подготовке специалистов в нефтегазовой сфере, а в агропромышленных регионах, приоритет отдавать созданию престижных вузов по сельскохозяйственным специальностям. И выпускники этих вузов уже имели бы возможность реализовать себя как специалисты в этих регионах, где также должен быть создан емкий рынок труда. И если сейчас речь идет о перенаправлении внутренних миграционных поток на тот же север страны, то каждое решение правительства должно иметь положительный мультипликативный эффект, а не напоминать очередной «потемкинский проект».

Комментарии

Оставьте Ваш комментарий...





  • Реклама