От розовых очков к политической слепоте

Октябрь 30, 2014
NOTA BENE  ·    

Досым Сатпаев

За последние двадцать с лишним лет, какие только государственные структуры не контролировали информационное пространство страны. В результате, от этого пространства практически ничего не осталось. Государственные СМИ, как чемоданы без ручки. Пользы мало, а выкидывать жалко. Сейчас наличие «ручных» и управляемых СМИ (со стороны государства и аффилированных с государством финансово-промышленных групп), удобны только в войне компроматов, но не в идеологической работе. Эти СМИ не являются конкурентоспособными. А отсутствие конкурентоспособных СМИ обрекает Казахстан на информационную периферию, где мы становимся потребителями чужой информации, а также чужой идеологии.

Конечно, со стороны государства иногда предпринимались попытки взять ситуацию под контроль. Например, еще в прошлом году тогда еще государственный секретарь РК Марат Тажин сделал несколько громких заявлений. В частности, по поводу провальной государственной информационной политики, при которой часть СМИ живет в тепличных условиях, как в оранжерее, доставляя «удовольствие» не обществу, а «садовникам» от власти, другая часть СМИ загнана в резервацию или в подполье, где стараются выживать, а не развиваться, а третьи ушли в альтернативное информационное измерение. И все эти информационные игроки разрывают страну на части различных представлений о том, что происходит внутри страны и за ее пределами. Но, вместо реформирования, в марте текущего года появилось очередное Агентство по связи и информации РК. Я сомневаюсь, что те государственные структуры, которые, прямо или косвенно, занимаются разработкой и реализацией информационной политики в Казахстане, могут и, самое главное, хотят решать все эти проблемы. Как показывает практика, чиновники плохо разбираются в медийной кухне. Их главная задача расставлять красные флажки для всех медийных игроков. В результате образуется опасная смесь, когда «деидеологизация элиты» сочетается не только с «идейным сепаратизмом» внутри общества, но и с девальвацией доверия к любой официальной информации. А это говорит о потери со стороны власти стратегической инициативы в работе с информационным полем. И пока элиты занимаются своей «игрой престолов», есть риск того, что они могут окончательно потерять связь с обществом, которое окажется под информационным контролем других игроков, в том числе внешних.

Что касается мировой практики, то существует довольно много моделей для повышения конкурентоспособности информационного пространства. Например, государственная поддержка в создании отдельных конкурентоспособных СМИ. Примером может быть международная телекомпания «Аль-Джазира», которая была создана в 1996 году по указу эмира Катара и вскоре превратилась в аналог арабского BBC. Конечно, чуть позже ее также стали использовать в информационных войнах, но на начальном этапе своего существования, она была примером творчества, креатива и новизны. Также есть модель государственной поддержки в создании конкурентоспособной среды внутри страны для развития всех видов СМИ (государственных и негосударственных), с акцентом на производство местного контента. Второй вариант более перспективен, так как речь идет о конкурентоспособности всего информационного пространства страны, а не только отдельных медийных структур. Для этого, в первую очередь, необходимо распределение государственного заказа только на основе рейтинга популярности тех или иных СМИ или веб-ресурсов, без учета уровня их приближенности к власти. Пора снимать розовые очки, которые часто ведут к политической слепоте.

Комментарии

Оставьте Ваш комментарий...





  • Реклама