Образовательная копилка

Апрель 4, 2013
Pro et Contra  ·    

Группа оценки рисков

В Казахстане вступил в силу новый закон о государственной образовательной накопительной системе, который является еще одной попыткой реформирования казахстанской системы образования с точки зрения расширения доступа к его получению. На этот закон следует обратить внимание, так как он, прямо или косвенно, связан с формированием будущего человеческого капитала в стране. По крайней мере, принятие данного закона обосновывалось необходимостью предоставления гражданам страны доступных инструментов накопления средств, для получения образования, а также финансирования образовательных услуг. Здесь имеется в виду открытие специальных депозитов в банках второго уровня для накопления финансовых ресурсов и оплаты образования своим детям в местных или зарубежных вузах. Особенностью этой накопительной системы является наличие налоговых льгот со стороны государства, а также возможность предоставления образовательных кредитов на недостающую сумму. Кроме этого, речь идет о небольшой государственной премии, которая должна начисляться на всю сумму, образовавшуюся за все годы накопления. Со стороны банков также предполагается вознаграждение по вкладу, тем более что для них выгодно получение дополнительного источника привлечения денежных средств населения. Кстати, по прогнозам Ranking.kz., в среднесрочной перспективе конкуренция между банками за свободные средства населения будет только увеличиваться на фоне ограниченных денежных ресурсов.
Но, как всегда, дьявол кроется в деталях. Например, уже существующая накопительная пенсионная система, за 10% с ежемесячной зарплаты, также обещала безбедную старость. Теперь же многие пенсионные фонды, по разным причинам, не обеспечивают доходность пенсионных накоплений. Интересно отметить, что если при введении пенсионной системы, ссылка делалась на опыт Чили, то с внедрением государственной образовательной накопительной системы кивали в сторону США. Хотя американский опыт показывает, что данная накопительная система может работать, более или менее эффективно, в первую очередь, при наличии платежеспособного среднего класс. До кризиса он составлял в Штатах около 70%. В Казахстане этот слой не превышает 10-15%. При этом не ясно, а что делать тем же детдомовцам, у которых нет заботливых родителей, которые пеклись бы об их образовании и открывали счета в банках? Получается, равного доступа к образованию все-таки может не быть.
Кроме этого, есть еще один важный момент. Даже накопив деньги в рамках государственной образовательной накопительной системы, многие казахстанцы рискуют получить некачественное местное образование и никому не нужный диплом, если министерство образования и науки не займется своей основной задачей, а именно снижением коррупции в вузах и повышением конкурентоспособности казахстанских дипломов. По крайней мере, в конце прошлого года ни один из казахстанских вузов опять не попал в список 400 лучших университетов мира, составленный «Times Higher Education».

Комментарии

Оставьте Ваш комментарий...





  • Реклама