Медиаторы местного уровня

Январь 4, 2013
Pro et Contra  ·    

Досым Сатпаев

Недавно из Астаны прозвучало предложение использовать сельских акимов в качестве биев, которые должны разрешать конфликты между жителями своих населенных пунктов. По сути, речь идет о медиации, то есть использовании технологии альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной в конфликте стороны. Здесь, в том числе, имеется в виду и практика досудебного урегулирования споров.
В идеале, такие медиаторы должны быть в разных сегментах казахстанского общества, выполняя роль «социальных предохранителей», будь то политические партии, профсоюзы или институты местного самоуправления. Потеря стратегической инициативы в работе с протестными настроениями со стороны партий приводит к тому, что с этими настроениями могут работать другие, в том числе, антисистемные игроки. Усиление последних в определенной степени может быть связано и со слабостью других институтов гражданского общества, которые могли бы не только оказывать поддержку государству в решении многих проблем на местах, но и оттянуть на себя часть протестного поля, переводя его в правовое русло. Кстати, к дополнительным «предохранителям» можно отнести и религиозные организации, которые также должны играть более активную роль в минимизации радикальных настроений в религиозной сфере. Это крайне важно понять именно сейчас, с учетом стремительного роста религиозного самосознания, особенно среди молодежи, чем, естественно будут пользоваться «ловцы душ». И здесь необходима совместная работа конфессий с правоохранительными структурами и правозащитными организациями.
Таким образом, медиаторы или «социальные предохранители», нужны для повышения эффективности государственного управления, так как выполняют две важные функции. Первая состоит в создании дополнительных каналов коммуникации между обществом и властью, а вторая, не менее важная задача, заключается в способности играть роль посредников в разрешении тех или иных конфликтных ситуаций. При этом одно из главных условий для медиации это доверие к посреднику. В нашем случае, речь идет о легитимности власти сельских акимов в глазах местного населения.
Стоит отметить, что на официальном уровне уже принято решение начать процесс децентрализации через введение выборности аульных акимов в 2013 году. Единственно смущает тот факт, что выборность акимов будет идти через маслихаты, которые тесно связаны с местными исполнительными органами власти. Возникает ситуация при которой доверие к избранному акиму будет напрямую зависеть от доверия к деятельности маслихатов всех уровней. Конечно, зависимость маслихата от местной исполнительной власти, с одной стороны, дает акимату возможность легитимизировать принятие тех или иных решений. С другой стороны, использование ресурсов местных представительных органов власти идет однобоко. Хотя повышение социальной активности депутатов областных, городских и районных маслихатов, позволило бы перетянуть на себя часть протестного настроения в более конструктивное русло.

Комментарии

Оставьте Ваш комментарий...





  • Реклама