Экономическая преемственность

Группа оценки рисков

Очередные кадровые перестановки в правительстве вряд ли носят сенсационный характер, так как не окажут серьезного влияния на проводимую в стране экономическую политику. Премьер-министры давно играют роль экономических менеджеров, от которых ждут эффективной реализации уже одобренных стратегических экономических программ. В первую очередь, речь идет о государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию РК на 2010 – 2014 гг. Здесь, по сути, не так важна и возможная замена некоторых министров, так как стратегическое направление в работе любого состава правительства будет оставаться прежним. Можно согласиться с тем мнением, что Серик Ахметов, как бывший первый вице-премьер должен обеспечить определенную преемственность в деятельности правительства. Естественно, с учетом критики со стороны президента. Так, например, летом текущего года, во время проведения индустриального форума в Астане, президент РК Нурсултан Назарбаев высказал ряд критических замечаний по поводу реализации программы индустриализации в стране. В частности, речь шла о том, что многие проекты в рамках данной программы не работают. Глава государства также предупредил, что правительство Казахстана будет вести дальнейшую работу в неблагоприятных экономических условиях, когда тон, возможно, будет задавать вторая волна кризиса.
Хотя одним из серьезных экзаменов для нового премьер-министра будет возможное вступление Казахстана во Всемирную Торговую Организацию, что, прямо или косвенно, отразится на экономической ситуации в стране. Тем более что ожидаемые плюсы Казахстана от вступления в ВТО пока носят общий характер и растянуты на длительную перспективу. При этом минусы имеют непосредственный и краткосрочный эффект. Не меньше вопросов и по поводу текущих позиций республики в рамках Таможенного союза, который появился при прежнем премьер-министре, но оставил в наследство новому главе правительства ряд проблем. В частности все чаще стали звучать тревожные нотки о том, что в рамках Таможенного союза идет вытеснение казахстанской продукции с российского рынка, где используются нетарифные методы регулирования. В результате, по официальным данным, с каждым годом увеличивается отрицательное сальдо торгового баланса между Казахстаном и Россией.
Есть претензии и к деятельности самого правительства, которое, судя по весеннему отчету Счетного комитета РК, также получило «черную метку». Несмотря на то, что исполнение республиканского бюджета осуществлялось «…в условиях двукратного уточнения и многократных корректировок», неосвоенными остались 43,2 млрд. тенге, что по сравнению с 2010 годов больше на 15%. Тогда же прозвучали конкретные рекомендации правительству, «…направленных на повышение качества управления бюджетными средствами, совершенствование бюджетного и иного законодательства, усиление финансовой дисциплины, улучшение бюджетных процедур, а также предупреждение и недопущение нарушений в ходе исполнения республиканского бюджета и использования государственных активов».
Кстати, при Омархане Оксикбаеве Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета значительно усилил свою роль в осуществлении финансового мониторинга деятельности государственных структур и национальных компаний с точки зрения эффективности использования бюджетных средств. Не имея в своих руках каких-либо силовых полномочий, Счетный комитет занял свою нишу в иерархии государственных структур в качестве бдящего государственного ока. И пока неизвестно будет ли реализована преемственность в деятельности данного контролирующего органа с приходом нового руководителя в лице Аслана Мусина. В любом случае, бывший руководитель Администрации президента получает в свои руки не влиятельный, но инструмент финансового контроля над деятельностью правительства. В свою очередь, перед Сериком Ахметовым стоят те же самые задачи и лежат те же самые проблемы, что были перед Каримом Масимовым. Речь идет об эффективной реализации государственных программ, в первую очередь, индустриально-инновационной, о повышении международной конкурентоспособности страны и минимизации последствий любого нового финансово-экономического кризиса.
Что касается уже бывшего премьера Карима Масимова, то он из позиций экономического менеджера перешел в категорию политического управленца, учитывая специфику деятельности Администрации президента, которая является главным провайдером в реализации внутренней государственной политики. И здесь его навыки антикризисного финансово-экономического управленца также могут пригодиться с учетом появления новых вызовов и рисков в политической сфере страны.

Комментарии

Оставьте Ваш комментарий...





  • Реклама


MAXCACHE: 0.36MB/0.00916 sec