Надо уметь делиться!

Февраль 22, 2012
Brain Storming  ·    

Досым Сатпаев

У нашего государства выработалась плохая привычка проявлять заботу о своих гражданах за их собственный счет. Когда-то за 10% с ежемесячной зарплаты будущим пенсионерам обещали безбедную старость. Как оказалось, пенсионер пенсионеру рознь, ибо, в наших условиях безбедную старость может обеспечить не тот, кто честно отдает свои 10% в пенсионные фонды, где все пожирает инфляция, а тот, кто регулярно берет 10% с каждого тендера.
Но, дальше больше. Так и не разобравшись с нашей «счастливой старостью», в правительстве решили взяться за образование еще не родившихся казахстанцев. Естественно, опять за счет будущих родителей. Речь идет о возможном введении новой накопительной образовательной системы, в рамках которой родители должны откладывать деньги на специальных банковских депозитах с момента рождения своего ребенка для того, чтобы он в будущем смог оплатить свое обучение в ВУЗах страны. Особенно умиляет «заботливая» фраза по поводу того, что все это делается для того, чтобы ребенок не остался без высшего образования, если не пройдет на грант. Как всегда, звучит глупая ссылка на опыт других стран, в частности США, где данная накопительная система могла работать более или менее эффективно лишь только потому, что опиралась на платежеспособный средний класс, который до кризиса составлял около 70%, в отличие от наших 10-15%. Но в Казахстане, с моей точки зрения, такая система лишь закрепит неравный доступ к высшему образованию для молодых казахстанцев. При этом одни просто физически не смогут накопить денег. Здесь не поможет даже государственная премия (5-7%), которую якобы хотят начислять на всю сумму, образовавшуюся за все годы накопления, так как эти деньги надо сначала накопить. А другие, даже накопив, рискуют получить некачественное образование и никому не нужный диплом, если министерство образования и науки не займется, наконец, своей основной задачей, а именно повышением конкурентоспособности казахстанских дипломов. В противном случае, мы столкнемся с явной образовательной сегрегацией, которая уже сейчас наблюдается, когда дети элиты без всяких там накоплений и так получают хорошее образование за границей, а остальные довольствуются тем, что есть. При этом не ясно, а что делать тем же детдомовцам, у которых нет заботливых родителей, которые пеклись бы об их образовании? В целом, возникает ощущение, что введение этой накопительной образовательной системы больше будет выгодна банкам второго уровня, которые аффилированы с некоторыми представителями нашей элиты и куда «добровольно-принудительным» образом будут загонять людей желающих открыть эти самые образовательные депозиты, как это уже не раз проделывали с зарплатными карточками.
Но, самое главное заключается в том, что в недалеком будущем, недовольные пенсионеры из числа тех, кто сейчас исправно платит пенсионные отчисления, а получит в лучшем случае «хлеб без масла» и малообразованная молодежь, чьи родители по разным причинам не смогли накопить денег на их образование, могут превратиться в довольно активные протестные группы, которым терять будет нечего. И в этом виноватыми окажутся те, кто забыл простую и эффективную схему взаимодействия современного государства и общества, где власть получает лояльность своих граждан в обмен на высокое качество государственных услуг и ощущение социальной справедливости.
Конечно, говоря о социальной справедливости, кто-то может сослаться на решение правительства провести «народное IPO», в рамках которого государство вроде собирается поделиться маленькими кусочками государственной собственности в виде акций национальных компаний. С точки зрения дефиниций возникает вообще странная ситуация, если собственность государственная, то априори она уже должна считаться народной. Но в условиях, когда интересы миноритарных мелких акционеров у нас обычно не принимаются в расчет, опять получается игра в одни ворота, когда за собственные деньги наши граждане покупают лишь иллюзию владения частью государственной собственности, которая, к тому же, как показывают данные Счетного комитета и ФНБ «Самрук-Казына» управляется не очень эффективно. Как бы не получилось по аналогии с соседней Россией, где премьер-министру Владимиру Путину пришлось заявить о возможности обратного выкупа акций государственного Внешторгбанка (ВТБ) у тех миноритарных акционеров, которые их приобрели также в рамках «народного IPO» в мае 2007 года. Причина проста. Эти акции подешевели почти вдвое, что вызвало возмущение многих рядовых россиян, которые посчитали, что государство их опять обмануло.
Но, если согласно нашей Конституции, земля и ее недра, например, являются народной собственностью, то все граждане страны должны получать свой доход от продажи сырья, а не высосанные из пальца расчеты по МРП или «крохи» в виде акций национальных компаний. Хотя, как гордо заявляют чиновники, в Национальном фонде уже свыше $43 млрд. долларов. При этом часть денег якобы копится для будущих поколений. Хотя давно не мешало бы уточнить, для чьих потомков? Другая часть фонда имеет стабилизационный характер, а третья инвестиционный, из которой сейчас собираются опять профинансировать новые индустриально инновационные проекты. Но для поддержания политической стабильности не мешало бы создать еще четвертую часть – социальную, для поддержания той самой лояльности, о которой было сказано выше. Если пойти дальше, то за счет Национального фонда можно было бы открыть не только накопительные образовательные счета, для всех родившихся казахстанцев, положив туда определенный стартовый капитал, но и отдельный счет на покупку жилья в будущем, как это делают некоторые нефтедобывающие страны Персидского залива. Как видно, это не имеет ничего общего с более популистским требованием просто раздать деньги Национального фонда всем казахстанцам. Речь идет не о раздаче слонов, а о государственных инвестициях в будущий человеческий капитал.
Конечно, наши чиновники могут сослаться на Норвегию, чей опыт в создании Национального фонда мы вроде бы переняли и где деньги фонда не тратятся на такие цели. И это правда, но с одной большой оговоркой. В этой стране нет такого разрыва между очень богатыми и бедными, как у нас, который, к тому же постоянно увеличивается. Более того, по высокому уровню жизни, включая пенсионное обеспечение, Норвегия традиционно входит в пятерку лидирующих государств мира. У нас же получается странная ситуация. На строительство якобы инновационных предприятий у нас денег не жалеют, а на инвестиции в человеческий капитал, который является более важным элементом будущего развития страны, чем груда дорогостоящего оборудования, как всегда средств нет.
Одним словом, если государство все время требует от своих граждан играть по его правилам, не давая ничего взамен, то лимит доверия к нему может рано или поздно исчерпаться. И если о низком качестве государственных услуг уже не раз было сказано и написано, то социальная справедливость это тот самый идеологический стержень, который должен скреплять власть-общество. Во-первых, речь идет о создании равных возможностей для всех граждан Казахстана реализовать себя в разных сферах, без блата, без взяток или звонка сверху. Опасно, когда в стране появляются люди, которым нечего терять или кто рассчитывает изменить свой социальный статус, лишь разрушив политическую систему, в которой они вечные аутсайдеры. Во-вторых, государству надо также делиться со своими гражданами, делая их сопричастными не только к своим проблемам, которые чиновники нередко сами же и создают, но и к успехам. И если, например, фонд, формирующийся за счет доходов от продажи сырья, у нас называется «национальным», то почему руки туда в основном запускает правительство, ежегодно выгребая трансферты в бюджет на реализацию разного рода государственных программ, результативность которых имеет довольно эфемерный характер для большинства граждан страны?

Комментарии

Оставьте Ваш комментарий...





  • Реклама


MAXCACHE: 0.36MB/0.01114 sec