Из лимона сделать лимонад

Досым Сатпаев

 

Практика показывает, что, по мере удаления от казахстанской границы, степень откровенности казахстанских чиновников иногда увеличивается. Это, в очередной раз, продемонстрировал премьер-министр Казахстана Карим Масимов, который в своем интервью радио «Эхо Москвы» прокомментировал причины массовых выступлений в странах Ближнего Востока и Северной Африки.

Надо отметить, что внутри Казахстана, со стороны власти, комментариями такого рода занимался только советник президента Ермухамет Ертысбаев, который не был оригинален и вполне предсказуемо исключил для нашей республики вероятность повторения тунисских, египетских и прочих «восточные» сценариев смены политического режима. Но ленинский тезис о том, что рано или поздно верхи не могут, а низы не хотят, никто не отменял. Это причина любого социально-политического взрыва. Поэтому то, что происходит сейчас на Ближнем Востоке и в Северной Африке лишь повторение того, что во второй половине XX века произошло в Латинской Америке, в Восточной Европе и на территории бывшего Советского Союза. Что касается факторов, то они, конечно, могут быть разными. В случае с Тунисом, Египтом, Бахрейном или Ливией речь идет о трех детонаторах: глобализация, социальная несправедливость и демография. Что касается Интернета, то он выступил лишь в роли тех самых «поражающих элементов», которыми террорист-смертник обычно начиняет свою бомбу.

В то же самое время, многие забывают о том, что еще задолго до этих событий, в Центральной Азии мы имели свой «Тунис» и «Египет» в лице Кыргызстана. Хотя факторы, приведшие к смене власти в этой республике (возможно кроме отсутствия социальной справедливости), были немного иными и более сходны с теми, что мы можем наблюдать в других странах региона. Кстати, я вспоминаю ту бурную реакцию казахстанских властей на события 2005 года. Помню, как с некоторых трибун говорилось и о «пятых колонах» в Казахстане в лице неправительственных организаций, которые финансировались из-за рубежа (тогда же были организованы их массовые проверки). Под шумок некоторые ретивые депутаты требовали принятия новых законов, которые должны были ограничить демократические права в пользу укрепления «национальной безопасности», а официальные СМИ, в основном, крутили фильмы о «кровавой вакханалии» и бардаке. Странно, что в 2010 году, после очередной смены власти в Кыргызстане, казахстанская реакция властей была более вялой. То ли страх пропал перед призраком «оранжевых революций», то ли опыт с созданием парламентской республики в соседнем государстве показался «дурным примером» о котором не стоит много трезвонить. Вот и теперь, «эффект домино» на Ближнем Востоке и в Северной Африке стараются преподносить без возможного влияния этих событий на Центральную Азию.

Вообще возникает классическая ситуация связанная с избирательным подходом в оценки влияния внешних факторов на развитие Казахстана. Если политические последствия для нашей республики тех или иных событий обычно минимизируются или «причесываются», то разговоры о влиянии внешних экономических факторов на ситуацию в Казахстане не относятся к разряду «табу». Действительно, о каком «табу» может идти речь, если наш бюджет формируется исходя из мировой цены ($65) за баррель нефть. Тот же Карим Масимов на недавнем пленарном заседании Мажилиса снова заговорил о новой волне экономического кризиса, которая, по его оценка,  возможна в конце 2011 - в начале 2012 года и затронет Казахстан в результате неэффективной экономической политики многих стран входящих в G20. Хотя, скорее всего, в случае разрастания политической и экономической нестабильности в других странах Ближнего Востока и, особенно, в районе Персидского залива, новая экономическая рецессия может наступить намного раньше. Небезызвестный экономист Нуриэль Рубини считает, что это произойдет, если цена на нефть вырастет до $130-140 долларов за баррель. А если это еще к тому же совпадет с резким ростом мировых цен на продовольствие, чем пугает мировое сообщество ООН, то жизнь медом не покажется. Хотя казахстанцы уже давно привыкли, что цены в обычных магазинах и на рынках существенно отличаются от тех презентационных ценников, которые специально хранятся в нафталине на случай снисхождения властных небожителей на землю в рамках показательных рейдов по точкам торговли. Поэтому, генеральную репетицию мирового роста цен на продовольствие наши граждане уже прошли.

Конечно, в случае резкого ценового скачка на сырье, нефтедоллары возможно и потекут полноводной рекой в Казахстан. Но, как показывает практика, прямой связи между высокими ценами на нефть, ростом благосостояния рядовых казахстанцев и развитием экономики не прослеживается. Это хорошо продемонстрировали «жировые» годы до финансово-экономического кризиса, которые породили дорогостоящие, но малоэффективные проекты, мыльные финансовые пузыри и карусель одних и тех же обещаний.  Кстати, насчет карусели. Чтобы продемонстрировать философский подход на тему, как из лимона сделать лимонад, премьер-министр посчитал, что нестабильная ситуация на традиционных зарубежных курортах в Тунисе и Египте откроет новые возможности для развития внутреннего туризма в Казахстане. То есть по логике наших чиновников, Казахстан как туристическая зона состоится только тогда, когда Тайланд снова будут сотрясать митинги оппозиции, Турцию разрушит землетрясение, в Египте разберут на стройматериалы пирамиды, Дубаи превратятся в бедную рыболовецкую деревушку, а Иссык-Куль высохнет. Как говорится:  «У соседа корова сдохла. Пустячок, а приятно!». Если продолжить эту логическую цепочку, мы действительно сможем построить индустриально-инновационный Казахстан, но только в случае возвращения всего остального мира в каменный век.

Но если все-таки задать себе циничный вопрос: «А какую выгоду получит Казахстан от тех событий, которое сотрясают арабский мир?», то, как ни странно, такая выгода все-таки есть. Она, конечно, не материальная, но более значима. Речь идет об ошибках других, которые нам должны послужить полезным уроком. И если вернуться к интервью премьер-министра, то, как ни странно, он сделал в целом верный акцент на одной из причин этих революций, которая была связана с сокращением или отсутствием социальных лифтов для образованной молодежи. Но эта тема, довольно скользкая, так как у нас многие «социальные лифты» также не работают. Большое количество молодых людей не могут получить образования и толкают тележки. Те же, кому повезет обрести корочку, не получают вместе с ней качественных знаний и также обречены на периферийное существование. А тут еще искаженная шкала социальных ценностей, которую наши чиновники активно внедрили в головы многим молодым людям, где «жировое место», свой «агашка», дорогой автомобиль и токалка должны быть пределом мечтаний. Вот и получается, как в комедийном фильме, что у многих есть желание все это получить, но нет возможности.  Добавьте к этому, не только поломанные «социальные лифты», но и казахстанский вариант карьерной лестницы, которая как трансформер для одних идет вверх, а для большинства все время упирается в потолок. А выше потолка формируются целые династии чиновников и бизнесменов, где дети и внуки от рождения до свадьбы варятся в собственном соку своего окружения, как «кузнечики» перескакивая с одного теплого места на другое, по головам «номенклатурных негров» из числа рядовых чиновников. Но здесь и заложена самая главная угроза для любой системы. Речь идет о снижении лояльности к ней со стороны самих бюрократов. Ведь в том же Тунисе или Египте на сторону восставших перешли и многие чиновники. Именно поэтому, мозговым центрам в Астане, если таковые еще остались, в очередной раз предоставляется хорошая возможность посредством компаративных исследований внимательно изучить причины быстрого падения режимов, которые долгое время считались прочными. Хотя самой ближайшей лабораторией для исследований является, конечно, не Египет, а тот же Кыргызстан. Возможно, внимательный анализ всех негативных факторов, сделает политическую и социально-экономическую систему Казахстана действительно более конкурентоспособной. К тому же, такой анализ, поможет нашей республике эффективнее использовать будущее председательство в Организации Исламская Конференция, которое случайным образом совпадает с динамичным изменением политической обстановки у некоторых участников данной региональной структуры. Тем более МИД РК, судя по словам премьер-министра, уже разрабатывает новую концепцию стабилизации ситуации в исламском мире.  

 

Комментарии

1 коммент на тему Из лимона сделать лимонад

  1. Нурлан
    28.03.2011 22:46
  2. Досым добрый день
    Скажите пожалуйста, что вы можете реально предложить, для того, чтобы “социальные лифты” заработали?

    С уважением,
    Нурлан

Оставьте Ваш комментарий...





  • Реклама