КЛУБ «PROGNOSIS».

Февраль 21, 2011
КЛУБ «PROGNOSIS»  ·    

Перспектива парламентской республики в Казахстане

В Центральной Азии происходят интересные политические процессы. Впервые в одном из государств региона пытаются создать парламентскую республику, что уже вызывает большую дискуссию на постсоветском пространстве. Скептиков по поводу кыргызского эксперимента как всегда больше, чем оптимистов. Основной упор они делают на четыре момента. Во-первых, отсутствие политического опыта и соответствующей парламентской культуры. Хотя это напоминает пустые разговоры о том, что народ, дескать, не готов к демократии. Но как он будет к ней готов, если ему не дают возможность почувствовать все плюсы и минусы демократического участия? Во-вторых, преимущество, именно в постсоветских странах, президентской формы правления. Но если у кыргызов что-то получится, то просто разрушится еще один миф. Если же они провалят эту затею, то позиции сторонников сверхпрезидентской власти укрепятся. В-третьих, отсутствие в Кыргызстане полноценных политических партий, которые больше защищают клановые и местечковые интересы. Но даже в Казахстане, многие политические партии, больше напоминают группы давления. Четвертым доводом скептиков является тезис о том, что время для политических экспериментов выбрано не совсем удачно. Конечно, здесь можно согласиться с тем, что если построение парламентской республики затянет политические игры, то страна может снова взорваться и смести уже новую власть. В этой связи, возникает вопрос: «Возможен ли в Казахстане сценарий, связанный с созданием парламентской республики?

 

Бурихан Нурмухамедов - политолог

В краткосрочном периоде, реализация такого сценария в Казахстане весьма маловероятна. Главная причина стремления установить в Кыргызстане парламентскую республику – это глубокий системный кризис политической системы и, в целом, национальной государственности как таковой. К такому результату, безусловно, привел негативный исторический опыт действия президентской системы власти. Однако, все большее усиление роли законодательной и представительной ветви власти – это объективная тенденция. Вероятность вышеуказанного сценария в Казахстане может стать выше в случае серьезного системного политического кризиса в период смены власти и отсутствия консолидации правящей элиты.

 

Магбат Спанов – доктор экономических наук

Казахстан,  в основном, граничит со странами,  где форма правления связана  с жесткой системой управления, будь то коммунистический Китай или капиталистическая Россия, или наш ближайший сосед Узбекистан. Поэтому, переход на парламентскую форму правления в данной ситуации в ближайшее время  нежелателен, так как это может нести угрозу суверенитету и национальной безопасности страны. В принципе,  переход на парламентскую модель управления возможен, если только начнется меняться ситуация у наших великих соседей. Нельзя становиться овцой, когда вокруг одни волки. Исходя из этого, я думаю, что в ближайшее время вряд ли возможен переход на парламентскую форму правления, с учетом неразвитости внутренней партийной политической системы и внешнего влияния.

Комментарии

Оставьте Ваш комментарий...





  • Реклама