Инвестиционный климат в Узбекистане

Risks Assessment Group (Группа оценки рисков)

 

Несмотря на свой потенциал, Узбекистан в настоящее время остается недостаточно развитой страной. ВНП на душу населения составлял 1130 долларов США в 2008 г., что ставит страну среди государств с уровнем ниже среднего. Более 20% ВНП Узбекистана приходится на сельское хозяйство, в котором занято около 40% рабочей силы. Основные товары, такие как хлопковолокно, продукция каменноугольной промышленности и энергетики, составляет около 75% товарного экспорта; на хлопок приходится 40% экспорта.

Вся проблема заключается в том, что экономика Узбекистана до сих пор находится под мощным контролем государства, что мешает развитию частного предпринимательства. Кроме этого, высокий уровень коррупции и преференции тому бизнесу, который связан с элитой, привел к тому, что ни одна отрасль Узбекистана не является конкурентоспособной. Что касается инвестиций, то Узбекистан может рассчитывать только на ограниченный круг инвесторов из России, Китая и других стран, которые не поддерживают экономические санкции ЕС в отношении Узбекистана. В целом, объем прямых иностранных инвестиций является низким по причине высоких инвестиционных рисков и частого изменения законодательства, которое к тому же не соблюдается самими органами власти. Экономическая ситуация в Узбекистане с каждым годом ухудшается. Это связано с несколькими причинами.

Во-первых, руководство страны не имеет четкой экономической стратегии.

Во-вторых, в республике не приватизированы государственные предприятия.

В-третьих, элитные группы заинтересованы в сохранении государственного контроля над всеми отраслями экономики.

В-четвертых, не развита банковская система.

В-пятых, нет свободно конвертируемой местной валюты.

Руководство страны понимает, что проведение полномасштабных экономических реформ серьезным образом увеличивает количество экономических игроков, что автоматически размывает монополию приближенных к власти бизнес групп, которые не умеют жить в условиях реальной конкуренции. К тому же, правящая элита Узбекистана, наблюдая за Казахстаном, исходит из того, что экономическая либерализация придает динамику политическому процессу и способствует расширению круга политических участников из числа контрэлиты и бизнес кругов, а это уже удар по политической монополии. 

Последствия финансового кризиса в Узбекистане протекают в иной форме, чем в Казахстане. Основные причины заключаются в низкой интеграции банковской системы в мировую экономику, в отсутствии фондового рынка, в отсутствие зависимости экономики республики от зарубежных источников финансирования.

К негативным последствиям можно отнести резкий скачок цен на все виды потребительских товаров и услуг и продолжение падения прожиточного минимума для незащищенных слоев населения. Совокупный внешний долг Узбекистана на начало мая 2008 года составил 17% к ВВП или свыше $3 млрд. 672 млн., долларов.  Расходы на его обслуживание составляют около $900 млн. долларов ежегодно. Происходит  уменьшение объемов экспорта хлопка из-за сокращения мирового спроса (75% поступает на внешние рынки). Республика ощутит на себе «вторичные» последствия финансового кризиса, так как фактором роста экономики страны, выступает внешнеторговая деятельность. В связи с чем, здесь многое будет зависеть от того, как быстро справятся зарубежные партнеры Узбекистана с финансовым кризисом. В самое ближайшее время узбекский автопромышленный комплекс может столкнуться с трудностями при реализации собственной продукции. Главным рынком сбыта для головного предприятия «УзДэу» выступали Россия и Казахстан, где сейчас наблюдаются экономические проблемы. Из-за падения доходов узбекских гастарбайтеров в России и Казахстане, также резко сократился объем денежных переводов в Узбекистан, а это уже угроза социальной стабильности.

В целом, усиливая государственный контроль над экономикой, Ислам Каримов, по-видимому, делает ставку на силу как на лучший способ снижения недовольства населения экономической стагнацией и низким уровнем жизни. Однако экономическая политика правительства несостоятельна и приводит к усилению, а не снижению недовольства в обществе. В конце концов, в отличие от Казахстана, узбекская  политическая элита имеет более ограниченное поле для маневров, с точки зрения выбора оптимальной экономической модели. Либо законсервировать командно-административный подход в управлении экономикой, либо сделать ее более открытой. Но здесь появляется своеобразная ловушка, так как в первом случае страна обречена на дальнейшее обнищание, маргинализацию и рост социальной напряженности. А в случае с хотя бы частичной либерализацией экономики, правящая элита Узбекистана и связанные с ней бизнес структуры, могут столкнуться с мощным напором со стороны амбициозных иностранных игроков.

 

Комментарии

Оставьте Ваш комментарий...





  • Реклама


MAXCACHE: 0.36MB/0.01031 sec